Мочевина для дизеля: какая бывает, зачем применять реагент, как заливать

Мочевина для дизеля

Использование мочевины для дизеля позволяет существенно улучшить характеристики выхлопных газов, снижает вред для экологии. Но на этом перечень причин для ее применения не заканчивается. Для чего добавляют мочевину в дизель? Какой ее вариант лучше выбрать? Рассмотрим свойства и характеристики данного реагента, перечислим известных производителей, а также расскажем, из чего его делают, как использовать, куда заливать, и можно ли сделать аналогичный состав собственными руками в гаражных условиях.

Что такое мочевина, зачем нужна

Мочевина имеет химическую формулу CH₄N₂O, которая синтезируется из неорганических веществ. Кристаллы не имеют запаха и цвета, растворяются в воде, этаноле, аммиаке. В химической отрасли мочевина синтезируется из аммиака и углекислого газа при температуре 130—140 °C и давлении 200 атмосфер.

Используется карбамид в промышленных целях как азотное удобрение, при производстве мочевино-формальдегидных смол, в газоочистных станциях ТЭС, котельных, мусоросжигательных заводах, также мочевина для дизеля предназначена для очистки от оксидов азота в дизельных моторах грузового и легкового транспорта.

Зачем нужна мочевина в дизеле

Что такое мочевина, и зачем она нужна для дизеля простыми словами? Химический реагент играет важную роль в эксплуатации транспортного средства. Мочевина применяется для того, чтобы снизить выброс вредных соединений в атмосферу через выхлопные газы. Инженерами технологически задумано и исполнено так, чтобы автомобиль соответствовал экологическому классу Евро-6. Этот стандарт строго регламентирует содержание вредных веществ в выхлопных газах автомобилей.

Система SCR
Система SCR с отдельным эмулятором для ее отключения и имитации
На многих дизельных автомобилях мировых брендов, как коммерческого транспорта, так и в легковых авто присутствует специальный резервуар с мочевиной.

В системе ДВС в автомобилях с бензиновыми двигателями, в большинстве случаев стоит катализатор, который очищает выхлоп отработанных газов. На дизеле также стоит катализатор, хотя и устроен по другому. Его эффективность без карбамида намного ниже бензиновых аналогов.

Для чего нужна мочевина для дизеля? Исходя из этого, становится более понятно, она присутствует в выхлопе для снижения выброса токсичных газов.

Стандартная схема выпуска отработанных газов на дизельном моторе предполагает, что на глушителе между катализатором и двигателем машины крепится форсунка с обратным клапаном, через которую подается мочевина из емкости. В баке с реагентом обязательно присутствует фильтр, после него идет насос, который в свою очередь закачивает жидкость в форсунку. Стабильную работу форсунки регулирует блок управления SCR.

За счет этого процесса, в глушителе мочевина смешивается с выхлопными газами из дизельного двигателя. Далее, вся эта смесь проходя через катализатор очищается. Благодаря карбамиду, степень её очистки достигает 90% всего объема отработанного выхлопа газов. Конкретно, это происходит за счет снижения содержания оксидов азота (NOx) почти до нуля в финальной фазе выпуска в выхлопной установке машины.

Этот процесс называется селективной каталитической нейтрализацией, в ходе которого от воздействия горячих паров, мочевина разлагается на аммиак и изоциановую кислоту. Затем процесс перетекает в гидролиз, по-простому – происходит финальная трансформация в углекислый газ, азот и водяной пар. Вот для чего и почему используется мочевина для дизеля в автомобилестроении.
Наглядная схема автомобиля
Наглядная схема катализатора с мочевиной на автомобиле

Какую мочевину можно заливать в дизель

При выборе лучшей мочевины для дизелей, водители предпочитают AdBlue. Она считается эталоном, соответствует качеству международного стандарта ISO 22241-1 и в свою очередь служит ориентиром для всех производителей этой жидкости. AdBlue – торговая марка жидкого реагента, который имеет общую основу со стандартами AUS 32, DEF, ARLA, так как у них единое соответствие International Organization for Standardization.

Обращайте внимание на наличие знака ISO на этикетке с емкостью AdBlue. Технический и химический состав мочевины для дизеля, который делается на основе водного раствора в пропорциях из 32,5 % высокоочищенной мочевины с 67,5 % деминерализованной воды, состоит из этих двух основных компонентов.

Помимо уменьшения загрязнения окружающей среды, этот химический процесс катализации попутно снижает расход топлива и увеличивает производительность автомобиля.

Теперь когда есть точное понимание, как называется мочевина для дизеля и из чего делают готовый раствор мочевины для дизеля, перечислим некоторые импортные и российские аналоги с лицензией. У некоторых компаний продукция сертифицирована.

Жидкость AdBlue
Специальная и обычная тара с реагентом AdBlue

Аналоги AdBlue пользующиеся спросом у водителей с дизелем:

  • Shell;
  • Mobile;
  • BASF;
  • SKWP;
  • GASCHEMA;
  • VDA;
  • AB Achema;
  • СООО «М-Стандарт» (Беларусь, г. Гродно);
  • Обнинскоргсинтез (Россия, г. Обнинск);
  • “Еврохим” (Россия, завод НАК “Азот” г. Новомосковск);
  • ООО ТД «УРАЛХИМ» (Россия, г. Ярцево);
  • «Ниагара» (Россия, г. Нижний Новгород).

Сделанный по технологии готовый раствор мочевины для дизеля, продается в пластиковой таре от 5 литров в розницу, и до 1000 литров оптом.

Теперь разберем можно ли приготовить данный реагент своими руками и стоит ли оно того. Выясним возможные неприятности, которые могут повлиять на выхлопную систему двигателя из-за кустарной жидкости.

Гранулированная мочевина, именно она рассматривается как сырье при изготовлении реагента для дизеля в домашних условиях, это сельскохозяйственное удобрение, которое обрабатывается антислеживателем на азотном предприятии. Другое название – антикомкователь, на практике очистить от него мочевину не получится. Как следствие вещества в его составе, в дальнейшем неизбежно забьют поры катализатора. Помимо этого, в состав гранул сельхозудобрения входит вещество Биурет, содержание которого в среднем 1,6%, это гораздо больше предельного уровня, потому-что при производстве AdBlue используют специальную автомобильную высоочищенную мочевину с минимальным содержанием Биурета (0,6%).

Также для изготовления раствора мочевины для дизеля потребуется деминерализованная вода. Простую воду возможно очистить самому, либо купить уже очищенную. Но проще приобрести уже готовую жидкость с реагентом. Например, в продаже пятилитровую канистру можно найти в районе 500 рублей.

Удобрение Мочевина
Мочевина (карбамид) – сельскохозяйственное удобрение

Если использовать кустарную жидкость, то можно получить дорогостоящий ремонт, который будет выражаться в выходе из строя датчиков, их в системе несколько, или полной замене электронного модуля питания SCR, забитый фильтр, забитую систему впрыска AdBlue. Поэтому, очевидно, что оно того не стоит.

Куда и как заливать мочевину в дизель

Перейдем к вопросу, как использовать мочевину для дизеля. Технология заливки жидкости AdBlue для легковых авто и большегрузов разная. Коммерческий транспорт заправляется на АЗС у специальных колонок с содержимым этого реагента. Но есть проблема, если в Европе водители могут сделать заправку из пистолета практически на любой АЗС, то в России эта возможность особенно в Сибирском регионе сильно ограничена. Пока лишь в европейской части страны с этим не возникает сложностей.

Личный автотранспорт на дизельном топливе куда заливается мочевина для дизеля, придется заправлять реагентом AdBlue из пластиковой канистры. В основном к емкостям с технической жидкостью для удобства слива, идет специальный носик, обычно он прикреплен сбоку отдельно к таре. У большинства частных машин заливная горловина для мочевины находится в подкапотном пространстве. Но на некоторых рядом с топливозаправочной горловиной, правда другого цвета, либо вообще в багажнике.

Опишем один из возможных вариантов заправки реагентом. И заодно уточним, на сколько стандартно хватает мочевины на дизеле, узнаем её расход. В среднем понадобится 3-5 литров на 100 литров дизельного топлива.

Индикация AdBlue
Индикация AdBlue на приборной панели

Краткая инструкция как правильно заправиться AdBlue:

  1. Заранее приобретите канистру с реагентом.
  2. Непосредственно на АЗС до или после заправки топливом, откройте капот своего авто.
  3. Под капотом найдите заправочное горло закрытое крышкой с надписью AdBlue.
  4. Открутите крышку, далее вставьте специальную бутылку с AdBlue в это горло.
  5. Затем закрутите бутылку в найденное, специальное заливное отверстие под капотом. У бутылки также специальное горлышко с резьбой.
  6. После опустошения бутылки, аккуратно её открутите и утилизируйте в урну прямо на АЗС.
  7. При откручивании возможно падение капель реагента на детали машины и химическая реакция с металлом, краской.
  8. В этом случае держите всегда под рукой ветошь, протрите насухо.

Это чистый, но дорогой способ со специальными бутылками. Обычные канистры с технической мочевиной дешевле. Сливают их через воронку. Делается это практически так же как и в первом случае, только без закручивания. Заправка из пистолета на АЗС производится аналогично заливу топлива, тут ничего сложного.

Практически любой автомобиль, имеющий бак AdBlue заранее сигнализирует световой индикацией на приборной панели о рабочем уровне жидкости и актуальном состоянии системы SCR.

Система заблаговременно и постоянно предупреждает водителя о снижении уровня AdBlue, подсказывает запас хода без дозаправки. Если полностью проигнорировать предупреждения, то в конце концов в зависимости от марки машины произойдет переход авто в аварийный режим, либо заблокируется запуск двигателя. Об этом более подробно вы можете прочесть в инструкции к вашей машине.

Мы ответили на вопрос зачем заливают мочевину в дизель. В дополнение скажем, что AdBlue практически безвреден для человека и относится к не опасным веществам. Но все же необходимо соблюдать минимальные правила предосторожности, т.е. работать с реагентом в перчатках, хранить и перевозить в заводской таре.

Подробности о AdBlue
 

Оказалась ли полезной для Вас наша статья?

Оцените статью
Мы расскажем
Добавить комментарий