Использование мочевины для дизеля позволяет существенно улучшить характеристики выхлопных газов, снижает вред для экологии. Но на этом перечень причин для ее применения не заканчивается. Для чего добавляют мочевину в дизель? Какой ее вариант лучше выбрать? Рассмотрим свойства и характеристики данного реагента, перечислим известных производителей, а также расскажем, из чего его делают, как использовать, куда заливать, и можно ли сделать аналогичный состав собственными руками в гаражных условиях.
Что такое мочевина, зачем нужна
Мочевина имеет химическую формулу CH₄N₂O, которая синтезируется из неорганических веществ. Кристаллы не имеют запаха и цвета, растворяются в воде, этаноле, аммиаке. В химической отрасли мочевина синтезируется из аммиака и углекислого газа при температуре 130—140 °C и давлении 200 атмосфер.
Используется карбамид в промышленных целях как азотное удобрение, при производстве мочевино-формальдегидных смол, в газоочистных станциях ТЭС, котельных, мусоросжигательных заводах, также мочевина для дизеля предназначена для очистки от оксидов азота в дизельных моторах грузового и легкового транспорта.
Зачем нужна мочевина в дизеле
Что такое мочевина, и зачем она нужна для дизеля простыми словами? Химический реагент играет важную роль в эксплуатации транспортного средства. Мочевина применяется для того, чтобы снизить выброс вредных соединений в атмосферу через выхлопные газы. Инженерами технологически задумано и исполнено так, чтобы автомобиль соответствовал экологическому классу Евро-6. Этот стандарт строго регламентирует содержание вредных веществ в выхлопных газах автомобилей.
В системе ДВС в автомобилях с бензиновыми двигателями, в большинстве случаев стоит катализатор, который очищает выхлоп отработанных газов. На дизеле также стоит катализатор, хотя и устроен по другому. Его эффективность без карбамида намного ниже бензиновых аналогов.
Для чего нужна мочевина для дизеля? Исходя из этого, становится более понятно, она присутствует в выхлопе для снижения выброса токсичных газов.
Стандартная схема выпуска отработанных газов на дизельном моторе предполагает, что на глушителе между катализатором и двигателем машины крепится форсунка с обратным клапаном, через которую подается мочевина из емкости. В баке с реагентом обязательно присутствует фильтр, после него идет насос, который в свою очередь закачивает жидкость в форсунку. Стабильную работу форсунки регулирует блок управления SCR.
За счет этого процесса, в глушителе мочевина смешивается с выхлопными газами из дизельного двигателя. Далее, вся эта смесь проходя через катализатор очищается. Благодаря карбамиду, степень её очистки достигает 90% всего объема отработанного выхлопа газов. Конкретно, это происходит за счет снижения содержания оксидов азота (NOx) почти до нуля в финальной фазе выпуска в выхлопной установке машины.
Какую мочевину можно заливать в дизель
При выборе лучшей мочевины для дизелей, водители предпочитают AdBlue. Она считается эталоном, соответствует качеству международного стандарта ISO 22241-1 и в свою очередь служит ориентиром для всех производителей этой жидкости. AdBlue — торговая марка жидкого реагента, который имеет общую основу со стандартами AUS 32, DEF, ARLA, так как у них единое соответствие International Organization for Standardization.
Обращайте внимание на наличие знака ISO на этикетке с емкостью AdBlue. Технический и химический состав мочевины для дизеля, который делается на основе водного раствора в пропорциях из 32,5 % высокоочищенной мочевины с 67,5 % деминерализованной воды, состоит из этих двух основных компонентов.
Теперь когда есть точное понимание, как называется мочевина для дизеля и из чего делают готовый раствор мочевины для дизеля, перечислим некоторые импортные и российские аналоги с лицензией. У некоторых компаний продукция сертифицирована.
Аналоги AdBlue пользующиеся спросом у водителей с дизелем:
- Shell;
- Mobile;
- BASF;
- SKWP;
- GASCHEMA;
- VDA;
- AB Achema;
- СООО «М-Стандарт» (Беларусь, г. Гродно);
- Обнинскоргсинтез (Россия, г. Обнинск);
- “Еврохим” (Россия, завод НАК «Азот» г. Новомосковск);
- ООО ТД «УРАЛХИМ» (Россия, г. Ярцево);
- «Ниагара» (Россия, г. Нижний Новгород).
Сделанный по технологии готовый раствор мочевины для дизеля, продается в пластиковой таре от 5 литров в розницу, и до 1000 литров оптом.
Теперь разберем можно ли приготовить данный реагент своими руками и стоит ли оно того. Выясним возможные неприятности, которые могут повлиять на выхлопную систему двигателя из-за кустарной жидкости.
Гранулированная мочевина, именно она рассматривается как сырье при изготовлении реагента для дизеля в домашних условиях, это сельскохозяйственное удобрение, которое обрабатывается антислеживателем на азотном предприятии. Другое название — антикомкователь, на практике очистить от него мочевину не получится. Как следствие вещества в его составе, в дальнейшем неизбежно забьют поры катализатора. Помимо этого, в состав гранул сельхозудобрения входит вещество Биурет, содержание которого в среднем 1,6%, это гораздо больше предельного уровня, потому-что при производстве AdBlue используют специальную автомобильную высоочищенную мочевину с минимальным содержанием Биурета (0,6%).
Также для изготовления раствора мочевины для дизеля потребуется деминерализованная вода. Простую воду возможно очистить самому, либо купить уже очищенную. Но проще приобрести уже готовую жидкость с реагентом. Например, в продаже пятилитровую канистру можно найти в районе 500 рублей.
Если использовать кустарную жидкость, то можно получить дорогостоящий ремонт, который будет выражаться в выходе из строя датчиков, их в системе несколько, или полной замене электронного модуля питания SCR, забитый фильтр, забитую систему впрыска AdBlue. Поэтому, очевидно, что оно того не стоит.
Куда и как заливать мочевину в дизель
Перейдем к вопросу, как использовать мочевину для дизеля. Технология заливки жидкости AdBlue для легковых авто и большегрузов разная. Коммерческий транспорт заправляется на АЗС у специальных колонок с содержимым этого реагента. Но есть проблема, если в Европе водители могут сделать заправку из пистолета практически на любой АЗС, то в России эта возможность особенно в Сибирском регионе сильно ограничена. Пока лишь в европейской части страны с этим не возникает сложностей.
Личный автотранспорт на дизельном топливе куда заливается мочевина для дизеля, придется заправлять реагентом AdBlue из пластиковой канистры. В основном к емкостям с технической жидкостью для удобства слива, идет специальный носик, обычно он прикреплен сбоку отдельно к таре. У большинства частных машин заливная горловина для мочевины находится в подкапотном пространстве. Но на некоторых рядом с топливозаправочной горловиной, правда другого цвета, либо вообще в багажнике.
Опишем один из возможных вариантов заправки реагентом. И заодно уточним, на сколько стандартно хватает мочевины на дизеле, узнаем её расход. В среднем понадобится 3-5 литров на 100 литров дизельного топлива.
Краткая инструкция как правильно заправиться AdBlue:
- Заранее приобретите канистру с реагентом.
- Непосредственно на АЗС до или после заправки топливом, откройте капот своего авто.
- Под капотом найдите заправочное горло закрытое крышкой с надписью AdBlue.
- Открутите крышку, далее вставьте специальную бутылку с AdBlue в это горло.
- Затем закрутите бутылку в найденное, специальное заливное отверстие под капотом. У бутылки также специальное горлышко с резьбой.
- После опустошения бутылки, аккуратно её открутите и утилизируйте в урну прямо на АЗС.
- При откручивании возможно падение капель реагента на детали машины и химическая реакция с металлом, краской.
- В этом случае держите всегда под рукой ветошь, протрите насухо.
Это чистый, но дорогой способ со специальными бутылками. Обычные канистры с технической мочевиной дешевле. Сливают их через воронку. Делается это практически так же как и в первом случае, только без закручивания. Заправка из пистолета на АЗС производится аналогично заливу топлива, тут ничего сложного.
Система заблаговременно и постоянно предупреждает водителя о снижении уровня AdBlue, подсказывает запас хода без дозаправки. Если полностью проигнорировать предупреждения, то в конце концов в зависимости от марки машины произойдет переход авто в аварийный режим, либо заблокируется запуск двигателя. Об этом более подробно вы можете прочесть в инструкции к вашей машине.
Мы ответили на вопрос зачем заливают мочевину в дизель. В дополнение скажем, что AdBlue практически безвреден для человека и относится к не опасным веществам. Но все же необходимо соблюдать минимальные правила предосторожности, т.е. работать с реагентом в перчатках, хранить и перевозить в заводской таре.
Оказалась ли полезной для Вас наша статья?