Любой автомобиль, работающий на бензиновом или дизельном двигателе, нуждается в моторном масле. Но как подобрать эту жидкость для своей машины? Для этого нужно знать классификацию моторных масел. Именно о ней и пойдёт речь в данном материале.
Типы моторных масел по составу
Вообще, моторные масла нужны двигателю машины, чтобы предотвратить процессы коррозии. Они обеспечивают равномерность температуры при эксплуатации и для решают другие важные задачи. Экспертами отмечается, что свойства и классификация моторных масел зависит от их состава.
По этой характеристике их можно разделить на три основные категории:
- минеральные;
- полусинтетические;
- синтетические.
Ниже мы более подробно рассмотрим, что означает классификация моторных масел по их составу.
Минеральное
Минеральное машинное масло обладает самой простой и дешёвой технологией производства. Основу таких жидкостей составляют продукты переработки нефти. Сейчас они, в основном, используются в старых автомобилях, моторы которых не имеют современной экологической сертификации. По своим характеристикам минеральные масла существенно уступают полусинтетическим и синтетическим.
Полусинтетическое
Этот тип также имеет минеральную основу, но в нём имеются и синтетические примеси. Современные полусинтетические масла, в среднем, на 70 % состоят из нефтепродуктов, и ещё на 30 % из других химических элементов. К ним относятся углеводороды и эфиры, получаемые в лабораторных условиях. Примеси увеличивают индекс вязкости и термоокислительную стабильность, а также снижают коэффициент трения. Соответственно, такое машинное масло является более эффективным в сравнении с минеральным.
Синтетическое
Данный вид машинного масла не имеет в своём составе продуктов нефтепереработки. Он полностью состоит из углеводородов, эфиров и полиальфаолефинов. Эти химические вещества позволяют максимизировать эффективность моторных масел. Так, в сравнении с полусинтетическими маслами, они имеют более низкую испаряемость и угар. Это обеспечивает наиболее низкий расход данной жидкости – синтетические масла более экономичные, закупать их водителю нужно намного реже.
Классификация моторных масел по ГОСТу
В России имеется действующий стандарт ГОСТ 17479.1-2015. Именно он регулирует классификацию моторных масел по ГОСТу. Основные характеристики, которые используются в этой номенклатуре веществ – это их вязкость и эксплуатационные свойства. Разберём данный государственный стандарт подробнее.
По классам вязкости
Классификация моторных масел по вязкости следующая:
- 3з, 4з, 5з, 6з, 6, 8 – зимние вариации;
- 10, 12, 14, 16, 20, 24 – летние вариации;
- 3з/8, 4з/6, 4з/8, 4з/10 – внесезонные решения.
Соответственно, машинные масла классифицируются по классам вязкости в соответствии с временем года. Буква “З” в типе жидкости означает наличие в ней загущающей присадки.
По эксплуатационным свойствам
Классификация моторных масел по эксплуатационным свойствам имеет обозначения из одной литеры с возможным добавлением одной цифры.
Существуют следующие вариации данных жидкостей по ГОСТу:
- А;
- А1;
- А2;
- Б;
- Б1;
- Б2;
- В;
- В1;
- В2;
- Г;
- Г1;
- Г2;
- Д;
- Д1;
- Д2;
- Е;
- Е1;
- Е2.
Если у жидкости имеется индекс 1, то это значит, что она должна быть использована только в двигателях, которые работают на бензине. Цифра 2 означает его специализацию на моторах, использующих в качестве топлива дизель. Если цифры в обозначении нет, то это означает, что она подойдёт для абсолютно всех двигателей.
Классификация моторных масел по API
Классификация моторных масел по API была внедрена в 1969 году. Её совместно составили три американских научно-исследовательских организации – API, ASTM и SAE. Сейчас она является одной из самых популярных на нашей планете благодаря постоянному совершенствованию номенклатуры и выходу постоянных её обновлений.
Классификация моторных масел по маркировке
Отталкиваясь от того, какое топливо заливается в конкретный автомобиль, машинное масло по API классифицируется так:
- API S – для двигателей, которые работают на основе бензина;
- API C – для моторов, которые используют дизельное топливо.
Буква, которая следует в обозначении за S или C, определяет соответствие эксплуатационным свойствам жидкости. Чем эта литера дальше от начала английского алфавита, там строже предъявляемые требования к её характеристикам. Так, самое высокое обозначение маркировки моторного масла для двигателя, работающем на бензиновом типе топлива, сейчас имеет значение API SP.
Знак сертификации API “Звезда”
Данный отличительный знак получают машинные масла, полностью соответствующие требованиям, предъявляемым к данным жидкостям Международного комитета по стандартизации и апробации. Считаются наиболее надёжными и рекомендуются многими производителями автомобилей.
Сервисный знак API “Пончик”
Выдаётся машинным маслам, способным сохранять свои эксплуатационные свойства вне зависимости от окружающей температуры. Также он означает экономичность в плане расхода автомобильного топлива, характерную для использования жидкости, имеющей данный знак.
Знак сертификации API “Щит”
Дополнительный знак соответствия требованиям Международного комитета по стандартизации и апробации, предъявляемых к машинным маслам. Выдаётся исключительно жидкостям, предназначенным для экологических моторов.
Классификация моторных масел по API бензиновых двигателей
В таблице классификации моторных масел по API указываются индекс, год схода машины с конвейера и статус (действующий или нет). Последние нововведения в данном списке произошли в 2020 году с введением номенклатуры типа API SP.
Индекс | Год выпуска автомобиля | Статус |
SA | Не указан | Не действует |
SB | Не указан | Не действует |
SC | с 1964 по 1967 | Не действует |
SD | с 1968 по 1971 | Не действует |
SE | с 1972 по 1980 | Не действует |
SF | с 1981 по 1988 | Не действует |
SG | с 1989 по 1993 | Не действует |
SH | с 1993 по настоящее время | Действует |
SJ | с 1996 по настоящее время | Действует |
SL | с 2001 по настоящее время | Действует |
SM | с 2004 по настоящее время | Действует |
SN | с 2010 по настоящее время | Действует |
SN Plus | с 2018 по настоящее время | Действует |
SP | с 2020 по настоящее время | Действует |
Классификация моторных масел по API для дизельных двигателей
Классификация дизельного моторного масла представлена в таблице ниже. Последним индексом, введённым в список ниже, был CK-4. Это произошло в 2017 году.
Индекс | Год выпуска автомобиля | Статус |
CA | с 1940 по 1950 | Не действует |
CB | с 1949 по 1960 | Не действует |
CC | с 1961 по 1990 | Не действует |
CD | с 1955 по 1990 | Не действует |
CE | с 1987 по 1990 | Не действует |
CF | с 1994 по настоящее время | Действует |
CF-2 | с 1994 по настоящее время | Действует |
CF-4 | с 1990 по настоящее время | Действует |
CG-4 | с 1995 по настоящее время | Действует |
CH-4 | с 1998 по настоящее время | Действует |
CI-4 | с 2002 по настоящее время | Действует |
CJ-4 | с 2006 по настоящее время | Действует |
CK-4 | с 2017 по настоящее время | Действует |
Классификация моторных масел по ILSAC
Ещё одна известная система оценки свойств рассматриваемых жидкостей называется ILSAC. Она была внедрена Международным комитетом по стандартизации и апробации моторных масел. Является совместным проектом автопроизводителей из США и Японии.
Расшифровка классификации моторных масел по ILSAC немного сложнее, чем в случае с API.
В частности, здесь учитываются дополнительные характеристики, среди которых:
- топливная экономия в период эксплуатации;
- уровень фильтрации;
- уровень летучести;
- указание уровня фосфора;
- показатели вязкости.
По состоянию на 2024 год действуют четыре актуальных стандарта ILSAC.
ILSAC GF-3
Введён в 2001 году. Старейший из действующих стандартов по ILSAC. Имеет требования по экологичности, экономии топлива и производительности двигателя машины при эксплуатации.
ILSAC GF-4
Начало действия датируется 2004 годом. В сравнении с ILSAC GF-3 имеет ужесточённые требования по экономии топлива и содержанию фосфора.
ILSAC GF-5
Начал действовать в 2010 году. Первый стандарт типа ILSAC, рассчитанный на применение в автомобилях, работающих на биотопливе.
ILSAC GF-6
Новейший стандарт, действующий с 2019 года. Среди нововведений в нём стоит отметить необходимые характеристики по сохранению долговечности двигателя и защите от износа на холостом ходу.
Классификация моторных масел по ACEA
Классификация моторных масел по ACEA имеет схожее происхождение с ILSAC. Однако её разработали автоконцерны из Европы.
Среди данных стандартов отмечается три категории:
- для стандартных моторов с любым видом топлива (ACEA A);
- для двигателей того же типа, оборудованных каталитическими системами доочистки (ACEA C);
- для моторов тяжёлой нагрузки, которые эксплуатируются на основе дизеля (ACEA E).
Ниже мы более подробно рассмотрим классификацию моторных масел и их обозначение по ACEA.
ACEA 2021
В 2021 году вышла наиболее актуальная на данный момент редакция номенклатуры типа ACEA. В ней, в частности, были исключены стандарты ACEA A1/B3 и ACEA C1. Также список был пополнен номенклатурой ACEA A7/B7 и ACEA C6. Далее мы рассмотрим действующие стандарты данной разновидности.
ACEA A/B
Стандарт представляет собой список необходимых характеристик для масел машин, использующих любой вид топлива. Применяется как для легковушек, так и для средних размеров коммерческого и грузового транспорта.
ACEA A1/B1
Он добавляет требования к перепадам температур в момент эксплуатации. В эту категорию можно отнести жидкости с наименьшей степенью тягучести.
ACEA A3/B3
Относится к машинным маслам, пригодным к эксплуатации в любую окружающую температуру и обладающим высоким качеством. Наиболее массовая и универсальная категория данной номенклатуры.
ACEA A3/B4
Сюда относятся масла с ещё более обширными характеристиками эксплуатации. В эту категорию, в основном, входят жидкости, используемые в высокопроизводительных моторах, которые работают на бензине.
ACEA A5/B5
Жидкости, отвечающие данному стандарту, применяются в высокофорсированных моторах. Они доступны как для бензиновых двигателей, так и для машин, работающих на дизеле.
ACEA A7/B7
Новейший стандарт типа ACEA. К нему относятся жидкости, отвечающие строгим требованиям по уменьшению уровня износа цепи, клапанов и компрессоров.
ACEA C: моторные масла с фильтрами твердых частиц (GPF/DPF)
К категории ACEA C относятся жидкости для моторов, оборудованных каталитическими системами доочистки. Эти двигатели бывают как бензиновыми, так и работающими на дизеле. Рассмотрим более детально все стандарты, относящиеся к этой категории.
ACEA C1
Особенностью являются повышенные требования к уровню сульфатной зольности и наличию в химическом составе фосфора и серы. Стоит отметить, что они подойдут не всем современным автомобилям. У них должны быть установлены каталитические системы доочистки в моторах.
ACEA C2
В сравнении с ACEA C1, ACEA C2 предъявляет ряд дополнительных требований. В частности, они касаются экономии топлива и увеличению срока эксплуатации сажевых фильтров двигателя.
ACEA C3
Жидкости этой категории предназначены для высокофорсированных автомобильных двигателей. Они также должны соответствовать требованиям по увеличению срока эксплуатации сажевых фильтров и катализаторов.
ACEA C4
Основное нововведение ACEA C4 – соответствие экологическому стандарту “Евро-4”. Масла также должны быть устойчивыми к собственной механической деструкции.
ACEA C5
Категория, ещё сильнее ужесточающая необходимые показатели по экологии. Серьёзнее стали и задачи сертифицированных им жидкостей по экономии топлива – она должна быть не менее 3 % от расхода двигателя.
ACEA C6
Новейший стандарт данной категории. Помимо всех предыдущих требований, добавляются требования по необходимости снижения уровня износа цепи, клапанов и компрессоров.
ACEA E
В эту категорию входят жидкости, используемые в двигателях для тяжело нагружаемых машин. Рассмотрим все существующие в них на сегодняшний день разновидности.
ACEA E2
Старейший из действующих стандартов этой категории. Сейчас применяется исключительно в машинах, не использующих сажевые фильтры.
ACEA E4
Эволюция ACEA E2. В нём уменьшены показатели углеродных выбросов в атмофсеру.
ACEA E6
Этот стандарт относится к машинным маслам, применяемых в двигателях, работающих с использованием сажевых фильтров. Ещё одной их особенностью является совместимость с топливом, в котором имеется низкое содержание серы.
ACEA E7
Этот стандарт предъявляет к жидкостям ещё больше требований. Среди них – соблюдение показателей по чистоте поршней и предотвращению лаковых отложений.
ACEA E8
Это обозначение показывает, что машинное масло является малозольным. Сюда можно отнести жидкости, отвечающие требованиям по уменьшению уровня вредных выбросов и повышению эффективности топлива.
ACEA E9
В нём отмечается, что жидкость должна иметь стабильные эксплуатационные свойства на всём протяжении срока эксплуатации. Также в стандарте есть дополнительные требования по устойчивости к загрязнению сажей.
ACEA E11
Новейший стандарт, использующийся в машинах тяжёлой нагрузки. Среди нововведений – возможность использования в современных двигателях, работающих на биотопливе.
Классификация моторных масел JASO
Сертификаты JASO были внедрены Японской организацией автомобильных стандартов. Основной причиной разработки этого списка стало давление местных экологов. Они потребовали пожелавшим ужесточить требования, применяемые к маслам, заливаемым в двигатели автомобилей японского производства.
Всего по состоянию на 2024 год актуальны восемь действующих видов классификации по JASO. Они поделены на три большие группы:
- JASO F – для мотоциклов;
- JASO M – для машин, работающих на бензине;
- JASO D – для автомобилей, использующих дизельные моторы.
Ниже мы рассмотрим подробности о каждой из этих категорий.
JASO FB
Данный стандарт предполагает наименьшие требования к машинным маслам, которые используются в Японии. Такие жидкости, в основном, используются в мотоциклах.
JASO FC
Также используется для машинного масла, предназначенного для мотоциклов. К нему относятся бездымные жидкости.
JASO FD
Эволюция JASO FC. К категории JASO FD относятся жидкости, предназначенные для мотоциклов с более современными эксплуатационными характеристиками моторов.
JASO MA-2
Классификация моторного масла для бензиновых двигателей спортивных автомобилей. Предъявляет к жидкостям максимальные требования по характеристикам и экологичности.
JASO MA-1
Она отличается меньшими требованиями, чем JASO MA-2. Такую сертификацию получает большинство жидкостей из Японии, используемых в моторах автомобилей, выпущенных в этой стране.
JASO DH-1
Наиболее популярный японский стандарт машинного масла для автомобильных двигателей, использующих в качестве топлива дизель. Главное требование – соответствие нормам по долгосрочному выбросу отработанных газов.
JASO DH-2
Данная номенклатура определена для масел, которые используются в грузовом транспорте, а также в автобусах. Для неё характерны повышенные требования по содержанию серы.
JASO DL-1
Машинное масло данной категории предназначено для малолитражных автомобилей, работающих на основе дизельного топлива. Также имеет повышенные требования по долгосрочному выбросу отработанных газов и содержанию серы в химическом составе.
Классификация моторных масел SAE по вязкости
Существует ещё один немаловажный список категорий для масел. Он учитывает вязкость жидкостей. Классификация моторных масел по SAE была разработана Американской ассоциацией автомобильных инженеров. Всего существует одиннадцать стандартов данной категории. Шесть из них относятся к зимним, а ещё пять – к летним.
Далее мы представим таблицу классификации моторных масел по вязкости с учётом минимальных и максимальных значений данного показателя. Стоит отметить, что наличие литеры W означает зимний характер их применения.
Классификация по SAE | Минимальная вязкость при эксплуатационной температуре в +100 градусов | Максимальная вязкость при эксплуатационной температуре в +100 градусов |
0W | 3,8 | |
5W | 3,8 | |
10W | 4,1 | |
15W | 5,6 | |
20W | 5,6 | |
25W | 9,3 | |
20 | 5,6 | 9,3 |
30 | 9,3 | 12,5 |
40 | 12,5 | 16,3 |
50 | 16,3 | 21,9 |
60 | 21,9 | 26,1 |
Зная классификацию моторных масел по SAE и API, а также другие мировые их категории, используемые при производстве данных жидкостей, можно подобрать наиболее оптимальную для своего автомобиля.
Оказалась ли полезной для Вас наша статья?