Какое масло лучше синтетика или полусинтетика: сравнение, как выбрать, можно ли смешивать

Какое масло лучше синтетика или полусинтетика

На популярный вопрос, какое масло лучше синтетика или полусинтетика, непросто ответить утвердительно. Предпочтения автолюбителей в этом вопросе разделяются примерно поровну. Хотя синтетические масла все же считаются более высококлассными, у них есть свои достоинства и недостатки, которые приходится учитывать при выборе оптимального варианта смазки.

Синтетика и полусинтетика: основные различия

Лучшие производители масел выпускают широкую и разнообразную линейку смазок, как с полностью синтетической, так и с иными основами. Но как понять, какой вариант лучше подойдет для конкретного автомобиля? Стоит обратить внимание на различия, способные повлиять на выбор.

Существуют две основные группы моторных масел. Первая, это минеральные масла получаемые из сырой нефти, которые также еще делятся на 3 группы по американской классификации API.  

3 группы минеральных масел по классификации API
3 группы минеральных масел

Вторая, это синтетические вещества, которые отнесены к 4 и 5 группам и в свою очередь являются основной разновидностью синтетики (fully synthetic) – ПолиАльфаОлефины, известные как ПАО. Вторая разновидность синтетики – Эстеры (эфиры).

Рассмотрим основные характеристики масел в таблице с выставлением баллов от 1 до 5, т.е. от худшей к лучшей оценке:

[supsystic-tables id=1]

Молекулы ПАО синтезируются из газа (этилена), в итоге вся база становится абсолютно однородной, с четко определенными и прекрасно контролируемыми свойствами. Из-за отсутствия линейных парафинов температура застывания таких масел ниже минус 50оС.

Вернемся к стандартным минеральным моторным маслам, чтобы четко ответить на вопрос, какое из них лучше, синтетика или полусинтетика.

Необходимо иметь не примерное, а точное представление о том, что вы хотите залить в мотор, и почему. При этом не ориентируясь на рекламный маркетинг, продавцов автотоваров, друзей и знакомых.

В первой группе стандартных минеральных масел много лишних веществ, ароматики и нафтенов. В зависимости от степени переработки и совершенствования нефти идет переход к базе масла второй группы, в которой гораздо меньше ароматики. Это уже гидрокрекинговые масла. 

Далее цепочка глубокой переработки ведет нас к жесткому гидрокрекингу, т.е. к 3-й группе, в которой ароматики, нафтенов и парафинов становится гораздо меньше. В этой группе большая часть молекул находится в приблизительно равной массе и размерах.

Пирамида от минерального до синтетического масла
Масла от 1-й минеральной группы, до 4 -й ПАО-синтетики

В продаже гидрокрекинговые масла называются полусинтетикой (semi-synthetics). Точнее, так их маркируют и предлагают некоторые производители моторных масел. В эти масла на основе минеральной базы с использованием гидрокрекинга, добавляют различные присадки, либо смешивают смазки 3-й группы с ПАО 4-й группы в разных пропорциях.

Делаем вывод, что синтетическая синтезированная база масла (ПАО) состоит из молекул одного размера, изначально с момента создания обладает всеми нужными свойствами.

Поэтому, как бы не очищались минеральные масла первых 3-х групп, и не смешивались с 4-й группой, они никогда не поднимутся до уровня ПАО. Хотя технологически это возможно, но коммерчески нереально. Так как стоили бы такие продукты невероятно дорого.

Как отличить синтетику от полусинтетики

Исходя из всего вышесказанного, имеет место быть подмена понятий, масло именуемое синтетикой отношение к ней практически не имеет. Споры об этом вообще не прекращаются, разжигают их продавцы масел, маркетологи и с их подачи покупатели.

Первое на что нужно обратить внимание, это на сайт производителя этого масла, к примеру немецкий. Германия – эта страна где очень щепетильно относятся к вопросам того, что написано на этикетке и соответствие этих надписей содержимому которое вам продают.

Если зайти на русскоязычный сайт Castrol, то вы увидите описание на этикетках синтетических масел “полностью синтетические масла”. На немецких сайтах Castrol, Liqui Moly, Shell и других вы никогда не увидите похожую надпись “vollsynthetische Öle”, но уже на немецком.

Так как в Германии продают именно масла с полностью синтетической основой, а не как в России, США и других странах базовые минеральные и гидрокрекинговые масла с добавками и смешением с ПАО или Эстерами, выдаваемые за синтетические моторные масла.

Надпись fully synthetic на этикетке синтетического моторного масла
Надпись на этикетке не гарантирует качество

В России только лабораторный анализ определит настоящее качество синтетического масла. На просторах российского интернета в тематических форумах протестированы почти все легкомоторные масла. Можно изучить информацию там и сделать соответствующий вывод.

Надпись на этикетке канистры на английском “fully synthetic” (полностью синтетическое) абсолютно не дает никакой гарантии, что масло действительно “полностью синтетическое”.

Эта надпись всего лишь маркетинговый ход, который в 1999 году начал применять в маркировке американский NAD.

Какое масло лучше: синтетика или полусинтетика

Современные моторы заточены на облегчение всего и вся, блоков и шатунных вкладышей, коленвалов и поршней, даже маслосъемных колец. Работа проходит на меньших оборотах, тем самым двигатель легче раскручивается. Это делается для уменьшения потребления топлива, что соответствует глобальной зеленой повестке. Обратная сторона медали – ненадежность механизмов ДВС.

При принятии водителем решения, какое автомобильное масло все-таки лучше, при выборе синтетики или полусинтетики, обращать внимание приходится не только на маркировки.

Какое масло лучше: синтетика или полусинтетика
Какое масло лучше?

Основные принципы выбора между синтетикой и полусинтетикой:

  1. Финансовая возможность владельцев автотранспорта. Синтетика в РФ стоит заметно дороже.
  2. Климатическая зона эксплуатации машины.
  3. Состояние двигателя (трансмиссии) или их технологичность.
  4. Качество, доступность и брендированность масла.
  5. Рекомендация по вязкости моторного масла производителем авто в процессе эксплуатации.
  6. Манера и стиль вождения автовладельцев.
  7. Условия вождения на местности (город-трасса-бездорожье).

Только на основе всех этих критериев можно сделать правильный выбор. Но мы попробуем облегчить его для вас, дав практические рекомендации.

Для мотора

Решая, какое масло лучше заливать в двигатель своего автомобиля, синтетику или полусинтетику, нужно понимать простую вещь. Заливайте масло рекомендованное вашим производителем по вязкости. Как правило, интервалы замены им преувеличены, поэтому следует сократить моточасы или пробег. Многочисленные тесты автолюбителей показывают, что ресурс полусинтетики заканчивается после 7 тысяч пробега, синтетика же может стандартно выдержать до 15 тысяч км пробега. 

Для трансмиссии

Если вы внимательно изучите вопрос о маслах трансмиссии, это АКПП, МКПП и других, то поймете, что они имеют много общего с моторными маслами, точнее почти все. Ведь ATF, DEXTRON и другие, это всего лишь маркетинг покрашенный в разные цвета.  Какое трансмиссионное масло лучше заливать в коробку передач синтетику или полусинтетику, из разряда философских. Единственное, что действительно важно, это необходимость соблюдать допуски.

По сути волшебная надпись transmission, не говорит, то что масло для трансмиссии какое-то особенное или густое. Все коробки передач в процессе эксплуатации сильно нагружаются, могут перегреваться, но при этом являются очень надежным механизмом, и чтобы “убить” ее, стоит сильно постараться. Ориентируйтесь при подборе масла на свои финансовые возможности и условия эксплуатации транспортного средства.

Масло для трансмиссии авто
Масло для трансмиссии

Для авто с пробегом

Для новых моторов рекомендуется заливать синтетику, из-за отсутствия износов. Существует устойчивое мнение, что для моторов с большим пробегом и увеличенным износом больше подходит полусинтетика, из-за того, что у нее вязкость гуще и меньше будет угар масла. Но при этом возрастает нагрузка на изношенный масляный насос. Есть и другие нюансы, учитывайте их.

Кстати, сказать сами производители авто вносят путаницу, так как дают разные рекомендации для одинаковых моторов. Нельзя сказать, что одна вязкость лучше, а другая хуже. Тут все зависит от строения вашего двигателя, его технологичности и рекомендаций производителя. Главное это допуски и еще раз допуски, хоть для старого мотора, хоть для нового.

Масло для авто с пробегом
Масло для авто с пробегом

На зиму

А вот вопрос в условиях российских холодов, какое масло не подведет, насколько лучше будет с синтетикой или полусинтетикой зимой, уже не риторический. Если регионы средней или южной полосы, то можно без проблем ездить на стандартном 5W30 (синтетика, полусинтетика). Более суровый климат требует другого подхода. Однозначно необходимо заливать как минимум синтетику, или всесезонное, к примеру 5w40.  Хорошее состояние аккумулятора со стартером и даже топливо, также важны в это время года. Здесь не бывает мелочей, и экономить на этом вопросе будет себе дороже.

Как правильно переходить с синтетики на полусинтетику и обратно

При переходе с одного вида на другой вид масел одного бренда нет каких-то жёстких правил. Масла одного и того же производителя используют общие присадки. Если учитывать, что у полусинтетики все-таки минеральная база, то при переходе на синтетику другого бренда рекомендуется сделать промывку двигателя. По крайней мере хуже не будет.

Нужно ли промывать двигатель

В этом вопросе также присутствуют жаркие споры. Мнения разные, от отсутствия необходимости промывать двигатель, так как в любом моторном масле есть моющие присадки, до обязательной промывки при переходе с одного вида (марки) на другое масло. Практика показывает, что это действие все же необходимо. Но не из-за перехода с синтетики на полусинтетику и наоборот.

В любом двигателе внутреннего сгорания при длительном пробеге масло окисляется. Чтобы кислотную среду сменить на щелочную, нужно залить в двигатель литровую “пятиминутку”. Она обеспечит нейтрализацию pH.. Это делается для того, чтобы остатки старого масла не окисляли новую среду. Лучший вариант использовать для промывки полусинтетику 5W40 с эстерами и добавлением пятиминутки.

За счет того, что двигатель имеет плюсовой заряд, а эстеры минусовой, то они стремятся прилипнуть к металлу, тем самым разрыхляя и растворяя отложения, не забивая масляные каналы. В то же время “пятиминутка” полностью щелочная, двигатель на этой смеси должен поработать 10-15 минут.
Промыть двигатель внутри
Иногда нужно мыть двигатель внутри

Можно ли смешивать

Ответ прост, если есть в этом сильная необходимость, то можно смешивать синтетические масла с полусинтетикой, любой вязкости, любого бренда и любыми присадками. Речь идет строго только о двигателе. Но все это вы сделаете на свой страх и риск, так как официально такие тесты не проводятся промышленными производителями масел и автопромом.

Такие тесты в большом количестве проведены самими автовладельцами, результаты ими же зафиксированы сдачей на анализы в лаборатории. Но все-таки нет особой необходимости экспериментировать над своим автомобилем. В этом случае придерживайтесь рекомендованной вязкости, обращайте внимание на зольность масел, не катайтесь долго на таком миксе.

Чтобы раз и навсегда развеять все сомнения и споры, какое масло лучше для вашего автомобиля синтетика, полусинтетика или вообще минеральное, следуйте допускам. Их составляют на основе реальных испытаний моторов под нагрузкой. Допуски и  являются сводом минимальных требований к моторному маслу. Мы рекомендуем придерживаться стандарта ACEA, который дает самую полную информацию, является главным и самым развернутым сводом требований. С ним вы всегда сможете легко выбрать оптимальное масло на замену или при первой эксплуатации авто.

Видео: Мнение специалиста о синтетических и минеральных маслах
 

Оказалась ли полезной для Вас наша статья?

Оцените статью
Мы расскажем
Добавить комментарий